Начало 19 века в России связано с ростом национального и патриотического самосознания. Война с Наполеоном стимулировала всплеск гражданских чувств населения. Русская скульптура этого периода, как и архитектура, отличается монументальностью.
Памятники Москвы начинают свою историю с начала 19 века. До этого времени было не принято устанавливать памятные монументы конкретным лицам. В память о знаменательных событиях или выдающихся деятелях прошлого строили храмы, или воздвигали кресты.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве стал первым в Москве и вторым в России после монумента Петру I в Санкт-Петербурге. Памятник был установлен на Красной площади в 1818 году, хотя его идея возникла еще в 1812 году, когда собирались праздновать 200-летие со дня освобождения от польско-литовских захватчиков. В этом же году на Россию напал Наполеон, и русская столица вновь оказалась в руках врага, и вновь была освобождена. Новый памятник должен был символизировать силу и величие русского народа, его свободолюбивую душу. Автором проекта стал скульптор И. Мартос.
Памятник Георгию Жукову, выдающемуся советскому государственному деятелю и полководцу, Маршалу Советского Союза, был установлен в Москве на Манежной площади 8 мая 1995 года, в канун празднования 50-тилетия победы в Великой Отечественной Войне. Монумент представляет собой конную статую, установленную на гранитный постамент весом в 100 тонн. Авторами монумента стали скульптор В.М. Клыков и архитектор Ю.Г. Григорьев.
Скульптурный памятник Юрию Долгорукому на Тверской площади — один из неоднозначных символов Москвы, герой городского фольклора и яркий образец советского искусства конца 1940-х — начала 1950-х годов 20 века, с характерными для него чертами поверхностного реализма, чрезмерного внимания к второстепенным деталям и элементам декора. Великий Киевский князь Юрий Долгорукий традиционно считается основателем города Москвы в 1147 году. В сентябре 1946 года на конкурсе проектов памятника Юрию Долгорукому, к огромному удивлению маститых советских скульпторов, победил малоизвестный мастер малой пластики (керамики и фарфора) — С. М. Орлов. Существует легенда, объясняющая выбор конкурсного жюри личным участием Сталина.
Скульптурный памятник Юрию Долгорукому на Тверской площади — один из неоднозначных символов Москвы, герой городского фольклора и яркий образец советского искусства конца 1940-х — начала 1950-х годов 20 века, с характерными для него чертами поверхностного реализма, чрезмерного внимания к второстепенным деталям и элементам декора. Великий Киевский князь Юрий Долгорукий традиционно считается основателем города Москвы в 1147 году. В сентябре 1946 года на конкурсе проектов памятника Юрию Долгорукому, к огромному удивлению маститых советских скульпторов, победил малоизвестный мастер малой пластики (керамики и фарфора) — С. М. Орлов. Существует легенда, объясняющая выбор конкурсного жюри личным участием Сталина.
19 век для Санкт-Петербурга был ознаменован всплеском градостроительства. И это неудивительно, поскольку Санкт-Петербург — первый крупный город России и к тому же самая молодая европейская столица. Архитектурными особенностями, выделяющими город, являются продуманность его застройки и соразмерность архитектурных сооружений. Вообще архитектура Санкт-Петербурга 19 века — эталон классицизма, стиля, так полюбившегося петербургским архитекторам 19 века.
Памятник «Медный всадник» давно ассоциируется с городом Санкт-Петербургом, его считают одним из главных символов города не Неве. Один из самых красивых и знаменитых конных памятников в мире посвящен Российскому императору Петру I. В 1833 году великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным была написана знаменитая поэма «Медный всадник», которая и дала второе название памятнику Петру I на Сенатской площади. История памятника Петру I, более известного как «Медный всадник», имеет очень глубокие корни, восходящие еще ко временам правления Екатерины II. А своим выразительным названием этот монумент обязан величайшему классику Александру Сергеевичу Пушкину. Именно в его одноименной поэме памятникгрозному Петру I оживает и получает имя «Медный всадник». На самом деле, он изготовлен из бронзы. Памятник Петру I был возведенна Сенатской площади седьмого августа одна тысяча семьсот восемьдесят второго года и стал первым в Санкт-Петербурге. Автором этого невероятного момента являлся Этьен Марис Фальконе. Его зарекомендовал царице известный французский просветитель Дени Дидро. Работа по созданию архитектурного шедевра велась в течение двенадцати лет.
Памятник императору Николаю I является композиционной доминантой Исаакиевской площади. Великолепная архитектурная, инженерная и скульптурная композиция объединяет вокруг себя шедевры архитектуры, созданные зодчими Европы и России на протяжении двух столетий. Сооружена архитектурно-скульптурная композиция была в 1856 – 1859 годах после смерти императора. Проект памятника принадлежит французскому инженеру-архитектору Анри Луи Огюст Рикар де Монферрану (1786 – 1858 гг.). Петр Карлович Клодт выполнил скульптурную композицию. Великолепный синтез искусств – архитектуры, скульптуры, инженерного и камнерезного дела – плод творческого союза талантливых мастеров своего времени: архитекторов Н. Ефимова и А. Пуаро, скульпторов Р. Залемана и Н. Рамазанова.
Памятник императрице Екатерине Второй воздвигнут в центре площади Островского в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Специально для ландшафтного оформления монументально-скульптурной композиции, вокруг нее разбит Александринский сквер. Идея воздвигнуть монумент императрице Екатерине II возникла еще при ее жизни, но царица отвергла эту затею, решение увековечить образ великой Екатерины Второй пришло во время юбилейной даты – 100-летия со дня восшествия на престол всемилостивейшей государыни. На открывшемся пространстве по указу императора Александра II 24 ноября 1869 года была произведена закладка памятника, дата была выбрана не случайно, 24 ноября – день Святой Екатерины. Фундамент под памятник соорудили сложно, вначале забили дубовые сваи, сверху уложили бутовый слой, потом гранитный.
В нашем городе тоже ставят памятники выдающимся деятелям культуры, искусства, политики, медицины и т.д.
В Тамбове 18 ноября 2014 года установлен памятник выдающемуся ученому-естествоиспытателю Владимиру Вернадскому в честь его 150-летия. «Монумент отлит из бронзы и представляет собой фигуру ученого, сидящего на кубе и держащего на коленях шар — символ ноосферы. Памятник изготовлен известным скульптором Александром Рукавишниковым, автором недавно установленного в Тамбове памятника Святителю Питириму.
Памятник великому флотоводцу, святому Русской православной церкви установлен в сквере Тамбова на пересечении улиц Советская – Лермонтовская. Бронзовый монумент представляет собой медаль на постаменте с ликом адмирала на фоне морского русско-турецкого сражения. Изготовлен монумент известным скульптором Александром Рукавишниковым. Тамбовский памятник Федору Ушакову претендует на звание местной достопримечательности, которую «трут на счастье». Интересна одна подлинная историческая деталь - ядро времен 1812 года. По данным краеведов, оно было найдено в Рассказове вместе с кладом, принадлежащим тамбовскому ополчению. Именно это ядро и можно потереть на счастье.
Памятник руководителю ансамбля, Валерию Халилова, имени Александрова генерал-лейтенанту Валерию Халилову, погибшему в авиакатастрофе в 2016 году, открыли в центре Тамбова в рамках международного фестиваля духовых оркестров. Трехметровый монумент отлит из бронзы, Халилов изображен в полный рост с дирижерской палочкой в руке. Общая высота скульптурной композиции - около шести метров. Фигура Халилова установлена на гранитном постаменте, украшенном фанфарами. Памятник разместили в центре города неподалеку от монумента военным музыкантам Василию Агапкину и Илье Шатрову. Автор всех композиций - московский скульптор Александр Миронов.
Софья Серёгина