С 1 декабря ожидается плановый ежегодный пересмотр тарифов на проезд в городском транспорте Тамбовской области. Действующие тарифы в городских автобусах и троллейбусах областного центра (25 рубля - безналичная оплата, 27 рублей – наличная) были введены с декабря 2023 года.
Областной департамент цен и тарифов подготовил проект решения об изменении тарифов на 2 рубля на проезд с 1 декабря 2024 год. Основанием стали предложения от администраций городов области и расчеты перевозчиков.
При расчетах учтена информация от 12 тамбовских перевозчиков, по которой себестоимость проезда составляет от 29 до 40 рублей. При анализе документов департамент принял во внимание расходы только в рамках инфляции.
«Анализ показал, что основным ценообразующим фактором при пересмотре стоимости проезда в автобусах является стоимость топлива, которая составляет более 40% в себестоимости. Основная часть общественного транспорта в настоящее время работает на газомоторном топливе, стоимость которого увеличилась на 23% за год», - пояснила директор департамента цен и тарифов области Светлана Варкова.
Немаловажным фактором роста тарифов является повышение заработной платы водителям, которая в некоторых организациях не достигает минимально установленного размера. К тому же с 1 января 2025 года МРОТ повышается на 16% (с 19242 до 22440 рублей). При этом в одном из самых крупных транспортных предприятий «Тамбовгортранс» среднемесячная заработная плата за первое полугодие 2024 года составила в 38151 рублей, что значительно ниже средней зарплаты по региону (51339 рублей).
На дефицит кадров из-за низких зарплат указывают все перевозчики. «Без пересмотра тарифов уже завтра управлять автобусами и ремонтировать их будет некому», - рассказал директор Моршанского АТП Илья Николотов. А руководитель «Тамбовгортранс» Игорь Ярцев отметил, что уже сегодня нехватка водителей достигает почти 50%. Дефицит кадров стал причиной уменьшения количества рейсов и снижения пассажиропотока на автотранспорте на 5% за год.
«Безусловно, в условиях постоянного удорожания топлива, запчастей, сервисного обслуживания, необходимости индексации зарплат транспортников, уплаты налогов тарифы не могут быть заморожены. Иначе это негативно отразится на качестве обслуживания пассажиров, а самое главное — на безопасности. Как пассажир я хочу ездить в комфортабельных автобусах и с надежным водителем. Понимаю, что любые улучшения связаны с затратами. Уверен, что органы власти вместе с транспортниками найдут компромиссное решение. И ещё. Применительно к Тамбову, в частности, пора от разговоров об оптимизации маршрутной сети и призрачном возрождении «невинно убиенного городского электротранспорта» перейти к более активным действиям по вхождению в федеральные проекты по оптимизации пассажирского транспорта. Не будет зазорным посмотреть опыт Липецка, Ярославля. Да и Краснодара, который нам теперь совсем не чужой», - сказал председатель Общественной палаты Тамбовской области Владимир Пеньков.
Если сравнить стоимость за проезд в городском общественном транспорте в других регионах, то в Тамбове она ниже, чем в Курске (27 рублей по безналичной оплате, 33 рублей – при наличной оплате), Смоленске (28 и 30 рублей), Липецке (29 и 34 рубля), Рязани (27 и 29 рублей), Воронеже (31 и 33 рубля)
Подготовил Лев Тихомиров по материалам: Правительства Тамбовской области