Державинский по программе «Приоритет 2030» трансформирует образовательную среду университета. Обучение в вузе становится персонализированным: с этого учебного года к основным дисциплинам по профессии студенты бакалавриата и специалитета будут выбирать непрофильный трек своего развития – майнор. Он включает дисциплины, освоив которые, у выпускника будет две квалификации и больше возможностей для трудоустройства.
– В прошлом году такой подход к обучению мы апробировали на трех подразделениях университета, в этом году это распространится на все институты и факультеты за исключением медицинского, поскольку у него своя специфика, – говорит проректор по образовательной деятельности Державинского Инна Якунина. – Дисциплины майнора занимают лишь сороковую часть учебного плана и не снижают качество профессиональной подготовки. Наоборот, позволяют расширить карьерные возможности студента, попробовать себя в других видах профессиональной деятельности и в конечном итоге сделать правильный выбор. Зачастую первокурсники ограничены набором ЕГЭ, количеством бюджетных мест, в связи с чем задаются вопросом, правильный ли выбор профессии они сделали при поступлении. Майноры – возможность себя попробовать в разных направлениях и найти свой личный трек развития, может быть, даже принять решение о переводе с одной специальности на другую или получить в итоге дополнительную квалификацию.
Для первокурсников 2022 года доступно на выбор 60 майноров, в их числе: «Программирование на Python», «Основы организации бизнеса», «Медиакоммуникации», «Особенности регулирования гражданско-правовых отношений» и другие, сформированные исходя из потребностей современного рынка труда, запросов региона.
– Благодаря новой идеологии учебных планов студенты непедагогических направлений подготовки смогут сформировать педагогический трек своего развития параллельно, что даст им возможность получить дополнительную квалификацию педагога и позволит закрыть высокую потребность региона в учителях, – отмечает Инна Якунина.
Выбранный майнор, включающий три взаимосвязанных дисциплины, первокурсники будут изучать во 2-4 семестрах. Освоив их, студент по желанию сможет изучить ещё три или четыре предложенных дополнительных дисциплины и по окончании вуза получить вместе с основным дипломом диплом о профессиональной переподготовке, который дает право вести профессиональную деятельность в той или иной сфере.
Студентам также предложат программу непрофильных факультативов – дополнительных занятий сверх учебного плана, которые можно добровольно посещать в разных подразделениях, если время не совпадает с основными занятиями.
Кроме того, в новом учебном году при изучении иностранного языка, математики и цифровой культуры будет применяться уровневый подход. Студенты с высоким уровнем продолжат развивать свои навыки, а ребята с недостаточно высоким уровнем смогут его подтянуть. Дисциплина «Физическая культура и спорт» также учитывает запросы и способности каждого студента: в личном кабинете появится выбор вида спорта, которым студент будет заниматься.
Ещё один элемент индивидуализации – проектная деятельность. С начала учебного года студенты начнут реализовывать собственные проекты в рамках дисциплины «Проектный семинар». Студенты включались в проекты на основе своих профессиональных интересов и во время работы над ними получат не только базовые компетенции, но и soft skills.
Индивидуальные образовательные траектории будут развиваться и в магистратуре в рамках научно-исследовательского или прикладного трека обучения. Первый в большей степени будет ориентирован на научно-исследовательскую работу с дальнейшим поступлением в аспирантуру, второй – на решение прикладных задач с наибольшим уклоном в проектную деятельность.
Подготовил Лев Тихомиров по материалам: ТГУ имени Г.Р. Державина