Началом становления казначейской системы в области стало 9 апреля 1993 г., когда к исполнению обязанностей начальника Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тамбовской области приступила Копосова Валентина Михайловна, работавшая до этого заместителем начальника финансового управления администрации Тамбовской области.К концу 1993 г. органы Федерального казначейства были созданы во всех городах и районах Тамбовской области (всего - 24).
Основы образования казначейской системы в России были заложены в ХV веке, в период становления Русского централизованного государства. Именно тогда появилась должность казначея.
Казначей занимал особое место в государственном управлении Московского княжества и являлся лицом, хранившим казну и архив. При царе Иоанне под именем казначея значился довольно видный дворовый чин, занимавший место впереди думных дворян.
Еще до образования централизованного государства при казначее сложилось первое государственное учреждение “Казна” (впоследствии Казенный двор), которое стало предшественником будущих приказов. Казначей ведал Казенным двором, а вместе с тем и государственными доходами, получая разные пошлины и оброки.
Один из самых древних приказов Русского государства – Казенный Приказ – был не только важнейшим дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое упоминание о Казенном дворе относится к 1493 году, но следы существования этого учреждения встречаются гораздо раньше.
XVII век стал временем расцвета и падения приказной системы управления. Приказ Большой казны, возникший в 1622 году, ведал сборами налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами. В отношении к этому населению приказ выполнял административные и финансовые функции. В его ведении находился и Денежный двор, который распоряжался чеканкой монеты.
К концу века приказная система управления пришла в упадок, и в период царствования Петра I ее заменила более прогрессивная система управления – коллегиальная. Высшим органом финансового управления стал Сенат.
В 1779 году, в связи с образованием Тамбовского наместничества (позже переименованного в Тамбовскую губернию), была создана Тамбовская казненная палата, на которую были возложены функции финансово- хозяйственного управления.
Одновременно создавались уездные казначейства, которые подчинялись Тамбовской казенной палате. Уездные казначейства ведали приемом и хранением денежных сборов и доходов, а также выдачей чиновникам по распоряжению властей денежных сумм.
Здание, где располагались Губернская казенная палата и казначейство, находилось на пересечении улиц Никольской и Большой (ныне Мичуринской и Советской).
Казначейства должны были следить за своевременным поступлением доходов, представляя сведения о накопившихся недоимках Казенной палате. Избыток доходов уездные казначейства передавали в губернские казначейства, а последние – в Государственный банк.
Таким образом, Казенная палата стала распоряжаться множеством финансовых и административных дел. Казенная палата ведала источниками доходов: государственным имуществом (землями, лесами, водами, казенными предприятиями), а также государственными, дворцовыми и экономическими крестьянами. Она заведовала казенными зданиями, проводила учетно-статистическую работу по ревизиям (переписям податного населения), надзирала за частной торговлей и промышленностью.
С 1779 года Казенная палата возглавлялась вице-губернатором, затем до 1866 года – особо назначаемым председателем, после 1866 года – управляющим Казенной палатой.
В Казенной палате были образованы:
- канцелярия;
- хозяйственное отделение;
- лесное отделение;
- отделение питейных сборов;
- казначейское отделение;
- контрольное отделение.
Отделения Казенной палаты управлялись советниками и разделялись на столы. Столами управляли столоначальники, бухгалтеры или контролеры. При каждом отделении состоял журналист.
На казначейское отделение возлагались следующие функции:
- составление ведомостей и отчетов о доходах и расходах и земских сборов;
- составление выписок о доходах и расходах по губерниям для уездных казначейств;
- наблюдение за поступлениями в казну окладных и неокладных сборов;
- ассигнование средств уездным казначействам на расходы;
- производство дел по начислению пенсий и пособий чиновникам, отправленным на службу в Сибирь и Грузию;
- учет гербовых бланков и квитанций;
- продажа гербовой бумаги, выдача паспортов.
В Государственном архиве Тамбовской области удалось найти кассовую ведомость об обороте сумм государственных доходов в казначействах по Тамбовской губернии в течение 1891 года.
Так, в 1891 году произведено расходов по смете:
- по г. Тамбову – 6 309 486 рублей 25 коп.;
- по г. Козлову – 304 783 рубля 70 коп.
Произведено кассовых оборотов, выписанных сумм на текущий счет Департамента Государственного казначейства:
- по г. Тамбову - 4 970 000 рублей;
- по г. Козлову – 67 000 рублей.
Интересен и формулярный список о службе (предшественник личных дел в современном делопроизводстве) Тамбовского уездного казначея Надворного советника Селиверстова В.А. за 1859 год. В данном списке указывалось происхождение казначея, вероисповедание, семейное положение, продвижение по службе, награды, жалование:
«Надворный советник Василий Алексеевич Селиверстов – казначей Тамбовского уезда, 59 лет. Православного исповедания, кавалер орденов: Станислава 3 степени, Владимира 4 степени, Анны 3 степени и имеет знаки отличия беспорочной службы за 35 лет и темную бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 годов. Жалование – 357 рублей, столовых – 215 рублей, всего- 572 рубля. Звание – из обер-офицерских детей. Имеет 15 душ в деревне хутора на Малаховском верху Орловского уезда».
Должность тамбовского казначея упоминается в известном произведении М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Хотя поэма не связана напрямую с казначейством как органом власти, все же достойна внимания как самобытная черта исторического прошлого Тамбова. Неблаговидность поступков и некая трагичность поэмы, однако, не умаляют гордости тамбовцев при упоминании данного литературного произведения. Практически каждый тамбовчанин знает как строки из поэмы
«Тамбов на карте генеральной
кружком означен не всегда.
Он прежде город был опальный,
Теперь же, право, хоть куда…»,
Бюджет г. Тамбова по смете на 1902 год равнялся 328 390 рублей 60 копеек. Долговые обязательства г .Тамбова по облигационному займу равнялись 585 700 рублей. В 1902 году в распоряжение города поступили сословные капиталы:
- мещанского продовольственного – 12 174 рублей 94 коп.;
- капитала упраздненного Тамбовского ремесленного общества наличностью- 1 362 рубля 67 коп.;
долги ремесленников – 21 455 рублей.
Сумма запасного капитала (современным языком - профицита бюджета) на 1 января 1903 года равнялась 23 122 рубля 78 коп.
На содержание разных благотворительных учреждений в распоряжении города имелись в процентных бумагах следующие капиталы:
- на содержание ночлежного дома – 14 000 рублей;
- на пособие бедным девицам при выходе в замужество – 44 000 рублей;
- на пособие бедным – 21 350 рублей;
- на содержание ремесленной мастерской с приютом для мальчиков и странно-приимным домом – 56 245 рублей;
- на содержание богодельни – 169 331 рубль.
Начало XX века, ознаменованное кардинальными изменениями в общественно- политической и экономической жизни, внесло свои коррективы и в систему органов государственной власти. 5 ноября 1918 г. в «Известиях ЦИК» опубликован Декрет Совнаркома от 31 октября 1918 г. «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов…», упразднивший Казенные палаты. На основе казначейства были созданы приходно-расходные кассы Наркомфина.
С середины 20-х годов функции казначейства были переданы Госбанку СССР, который до 1991 года обеспечивал достаточно полный учет доходов, расходов и остатков средств федерального бюджета.
5 января 1996 г. УФК по Тамбовской области возглавил Бетин Олег Иванович. Начало его работы совпало со временем, когда казначейство работало в условиях прогрессирующего бюджетного дефицита, резкого роста неплатежей и безденежных форм оплаты, поэтому главными задачами на данном этапе стали:
- ужесточение контроля за состоянием доходных счетов органов Федерального казначейства, своевременным и полным поступлением средств на эти счета;
- оперативное и четкое распределение поступивших доходов в бюджеты разных уровней.
Пройдя многовековой путь совершенствования, казначейская система как в России в целом, так и на территории Тамбовской области продолжает развиваться, решать концептуальные проблемы, реализовывать бюджетные реформы и, безусловно, оставаться основой исполнения бюджетов