Вступил в силу приказ МВД №664, которым закреплен новый административный регламент для сотрудников ДПС по надзору за дорожным движением. Прошлый регламент, утвержденный приказом №185, отменен.
Основные изменения.
1. Пункт 6.11 дает право сотрудникам ГИБДД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа. При этом, в качестве оснований для остановки транспортного средства пунктом 84.13 предусмотрена проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз. В старой редакции регламента данная процедура производилась в пределах стационарных постов
Обращаю внимание, что нормативно закреплено наличие у водителя распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа.
2. Пунктом 6.14 закреплено право использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие различным субъектам для пресечения преступлений, доставление в мед.организации граждан и т.д. При этом, пунктом 90 разъяснено, что при необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством.
3. Согласно пункта 53 регламента, сотрудники ДПС при проверке документов граждан должен обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов.
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств .
Пунктом 68 расширено право сотрудников ГИБДД на привлечение лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Так при выявлении факта управления транспортным средством с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада сотрудник требует прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
Назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено
В случае невыполнения водителем законного требования сотрудника о прекращении движения транспортного средства до устранения неисправностей или условий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
Пунктом 216 конкретизировано, что обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы (в том числе носители аудио- и видеоинформации установленных в транспортных средствах видеорегистраторов), имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.
Согласно п.233 нового регламента, в случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту, в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.
Изменился и пакет документов, выдаваемых сотрудниками ГИБДД в случае ДТП.
Ранее постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Пунктом 44 указанных Правил было определено, что потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению справку о ДТП, выданную подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утверждаемой МВД России по согласованию с Минфином РФ.
На этом основании МВД России по согласованию с Минфином РФ ранее была утверждена соответствующая форма справки о ДТП (приказ от 01.04.2011 № 154), а сотрудниками полиции (Госавтоинспекции) на основании положений действовавшего Административного регламента осуществлялась выдача при ДТП указанной справки.
Однако вышеуказанное постановление Правительства РФ и утвержденные им Правила обязательного страхования постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1007 признаны утратившими силу. В связи с этим у МВД России в настоящее время отсутствуют полномочия по утверждению формы справки о ДТП и, соответственно, по организации выдачи сотрудниками полиции указанной справки.
На этом основании из нового Административного регламента были исключены положения, предусматривающие при оформлении ДТП выдачу сотрудниками полиции участникам происшествия справки о ДТП.
То есть, при оформлении ДТП с участием сотрудников полиции с 20 октября 2017 года сотрудниками должны оформляться исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом. Это, в частности, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В указанных первичных документах, помимо прочего, кратко отражаются и те сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, сведения об участниках происшествия, о договорах ОСАГО).
Что же касается действий участников дорожного движения и фиксации ими факта ДТП в его гражданско-правовом понимании - как события, связанного с причинением ущерба, - то участники ДТП (как при оформлении ДТП с участием сотрудников полиции, так и при самостоятельном оформлении ДТП) в соответствии с действующими в настоящее время Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждены Банком России 19.09.2014 № 431-П) обязаны заполнить бланки извещений о ДТП, выданные страховщиками. В них содержится вся необходимая страховщикам информация о факте ДТП и о его последствиях: перечень видимых повреждений транспортных средств, сведения о договорах ОСАГО участников ДТП и т.д.
Одновременно следует иметь ввиду, что если до настоящего времени форма бланка извещения о ДТП была утверждена МВД России (приказ от 01.04.2011 № 155), то с 20 октября 2017 года соответствующий приказ признан утратившим силу, и страховщики при заключении договоров ОСАГО должны выдавать уже новые бланки извещений о ДТП - по форме, утвержденной Банком России (от 14.11.2016 № 4192-У)