Сейчас стало модным словосочетание "поколение Сатори" (сатори буквально означает просветление, вид медитативной практики). Это выражение родилось на просторах интернета и относится к поколению нынешней молодёжи.
Впервые употребление словосочетания "поколение Сатори" было зарегистрировано в январе 2010 года в комментариях к онлайн книге под названием "Молодежь, которая ничего не хочет", которую написал бывший журналист японской газеты "Никкей" Таку Ямаока.
В книге были описаны типы поведения современной молодёжи: "Они не ездят на машинах. Они не хотят брендовых вещей. Они не занимаются спортом. Они не пьют спиртные напитки. Они не путешествуют. Любовь им безразлична".
Под влиянием этих строк один из читателей назвал такую молодежь "поколением Сатори", после чего посыпались комментарии вроде "Отличное слово!" или "Интересно сказал". Затем основатель этого сайта, бывший менеджер разместил следующий твит: "Поколение Сатори. Они не станут делать ничего там, где известен результат. Бесчувственные. Результат для них важнее процесса. Не допустят потерь". Пост мгновенно облетел весь Интернет.
Молодежь, закончившая школу в 2010-х, совсем равнодушна к ценностям, двигавшим вперед их родителей. Они гораздо больше ценят собственный комфорт, не стремятся сделать карьеру, заработать материальные блага и не рвутся увидеть мир.
Представление "Сатори" о любви тоже отличается от взглядов их родителей. Сейчас многие предпочитают не вступать в брак, считая, что дети и другие семейные заботы могут помешать карьере.
Еще одна отличительная черта "Сатори" — самоизоляция, и важную роль в этом сыграл интернет. Кто-то заходит в Сеть лишь для того, чтобы получить новую информацию, а общаться предпочитает при личной встрече, а для кого-то, наоборот, средством самовыражения стали социальные сети. Такие люди не сообщают аккаунт друзьям из реального мира, а свои мысли и чувства излагают письменно на страницах Сети, ведь в реальной жизни адекватно общаться они не умеют. Крайняя степень добровольного одиночества, как и понятие "Сатори", пришла в Россию также из Японии. Философия "Хикикомори" — молодые люди месяцы, а иногда и годы проводят в добровольном заточении. Связь с внешним миром через интернет, еда на заказ, случайные заработки.
Интернет открывает этому поколению массу возможностей. Можно видеть другие страны, не покупая билет на самолет, общаться, не выходя из дома, получить возможность высказаться и делать это без какого-то особенного статуса в обществе. "Сатори" существуют вне стран и границ, интернет и доступ к информации — вот что объединяет этих людей по всему миру
Софья Серёгина