Ученые Державинского университета совместно с коллегами из МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Национального исследовательского Томского государственного университета проводят исследования по разработке методик обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта. Результатом коллаборации стал специализированный выпуск всероссийского научно-методического журнала «Иностранные языки в школе», в котором в качестве приглашенного научного редактора выступил д.п.н., профессор Державинского университета Павел Сысоев.
– Пандемия послужила катализатором разработке и внедрению в нашу повседневную жизнь новых технологий искусственного интеллекта. На их основе сегодня разрабатывают программы и информационно-коммуникационные технологии, которые можно использовать как в образовании в целом, так и в обучении иностранному языку в частности, – говорит руководитель проекта профессор Державинского Павел Сысоев. – Дидактический потенциал искусственного интеллекта достаточно велик: от разработки индивидуальных траекторий обучения до аналитической работы на основе анализа больших объемов данных. В центре внимания нашего исследования – методика обучения иноязычному речевому взаимодействию учащихся и студентов и формирование у них фонетических и лексико-грамматических навыков на основе искусственного интеллекта. Это дополнительные возможности в иноязычной практике и отработке языковых навыков, которые получают обучающиеся в добавление к традиционным занятиям по иностранному языку.
В совместном проекте Державинский университет представляют ученые и молодые исследователи: д.п.н., профессор Павел Сысоев, д.п.н., профессор Олег Поляков, к.п.н., доцент Максим Евстигнеев, к.п.н., доцент Илона Евстигнеева, к.филол.н., доцент Андрей Прохоров, Виталий Клочихин, Евгений Филатов, Данила Сорокин.
– Работа над проектом проходит уже более года в рамках действующей научной школы Державинского университета по использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, – говорит профессор Олег Поляков. – Отрадно, что наряду с уже признанными учеными, докторами и кандидатами наук, к исследовательской работе привлекаются молодые исследователи – наши аспиранты и студенты. На мой взгляд, это отличный пример преемственности поколений в научной работе, когда доктора и кандидаты наук выступают научными наставниками и погружают талантливую молодежь в науку.
Результатом совместной научно-исследовательской работы стал специализированный выпуск всероссийского научно-методического журнала «Иностранные языки в школе», который является самой известной открытой всероссийской площадкой для обсуждения важных и актуальных вопросов обучения иностранным языкам учащихся и студентов. Издание специализированного тематического выпуска журнала позволяет системного и разносторонне подойти к обсуждаемой теме и наметить перспективы для дальнейших исследований.
– В студенческие годы трудно было представить написание курсовой или дипломной работы без обращения к журналу «Иностранные языки в школе» (ИЯШ), – говорит доцент Андрей Прохоров. – И сейчас ИЯШ сохраняет статус журнала-флагмана в области преподавания иностранных языков. Подтверждением этому является этот спецвыпуск, посвященный одной из наиболее актуальных тем – технологиям искусственного интеллекта применительно к методике преподавания иностранных языков.
Для студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» (профиль: «Английский язык») и «Лингвистика» (профиль: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур») – будущих учителей иностранных языков – состоялась презентация спецвыпуска. Перед державинцами выступили ученые и молодые исследователи, принявшие участие в создании тематического выпуска журнала «Иностранные языки в школе». В качестве приглашенного гостя на презентации выступила д.филол.н., профессор Екатерина Зверева. Являясь известным в стране исследователем в области медиажурналистики, профессор расширила представление студентов о дидактическом потенциале искусственного интеллекта и обратила внимание на необходимость развития новых умений продуктивно использовать новые инновационные технологии для решения учебных и профессиональных задач.
Подготовил Лев Тихомиров по материалам: ТГУ имени Г.Р. Державина