Вчера в Точке кипения ТГУ Державинский университет совместно с Управлением образования и науки Тамбовской области провел для педагогов региона презентацию конкурса «Учитель будущего». Это один из проектов платформы «Россия – страна возможностей», созданной по инициативе президента России Владимира Путина.
ТАМБОВ, 8 декабря.
– Организация этого образовательного интенсива – инициатива ректора ТГУ Владимира Стромова и его команды. Очень признательны, что у нас появилась такая возможность. В школе ничего нельзя поменять, не поменяв самого учителя, – подчеркнула начальник Управления образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова. – Конкурс «Учитель будущего» – это командная работа на общий результат. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы развивать свои компетенции. Посмотрите на этот конкурс как на социальный лифт, на возможность поучаствовать в хороших программах развития себя и всего педагогического коллектива.
Идею конкурса «Учитель будущего» в этом году выдвинули участники смены «Экосреда – образование» Всероссийского молодежного форума «Территория смыслов».
– В эпоху глобальной конкуренции и высокой неопределенности будущего победителем становится тот, кто делает ставку на человека, развитие его потенциала. Ключевая роль в этом отводится образованию и науке, – отметила директор Педагогического института ТГУ Татьяна Гущина. – В национальном проекте «Образование» большое внимание уделяется профессиональному росту педагога. На это и направлен конкурс «Учитель будущего».
О концепции конкурса рассказала координатор по методологии Анна Завалина.
– Мы собрали инициативную группу из 136 человек, которые были на «Территории смыслов», и на стратегических сессиях попытались выяснить, какие проблемы есть в существующих профессиональных конкурсах, почему конкурсная система не всегда работает и приносит результат, – говорит Анна Завалина. – В результате опроса выяснилось, что часть педагогов испытывают неудовлетворенную потребность в самореализации. Мы попросили их предложить, что можно с этим сделать. После проведенной работы у нас появилась концепция, положенная в основу всех этапов и системы оценки участников.
Речь идет о концепции триединства, которая состоит из предметных знаний и методики преподавания предмета; психологии и педагогики; надпрофессиональных навыков – soft skills. На пересечении этих трех элементов формируется матрица ценностей, положенная в основу «Учителя будущего».
В конкурсе могут принять участие команды из трех представителей одной общеобразовательной организации: учителя, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи. Заявки принимаются до 31 декабря на сайте teacher.rsv.ru
В январе стартует онлайн-тестирование кандидатов, где проверят их предметные знания, знания по психологии и педагогике, владение нормами русского языка и культурой речи. Лучшие команды из восьми федеральных округов попадут в региональные полуфиналы, запланированные на февраль-март. Полуфиналы в формате педагогического триатлона будут направлены на оценку надпрофессиональных навыков участников. В финал, который состоится в апреле, выйдут 100 команд со всей России. Им предстоит подготовить междисциплинарный урок, воспитательное мероприятие и выступление в формате TEDx.
В первом сезоне проекта «Учитель будущего» выделят 30 команд-победителей. Им предоставят возможность участвовать в программе постсопровождения на базе мастерской управления «Сенеж». Финалисты смогут пройти стажировку в одной из школ топ-500, получить наставника из числа популяризаторов науки и руководителей школ топ-25. Все участники получат персональные рекомендации по результатам тестирования, доступ к базе знаний – вебинарам, электронной библиотеке, а также сертификат об участии в конкурсе и возможность повышения квалификации.
Чтобы создать условия для входа конкурс, подготовить к нему учителей Тамбовской области, ТГУ имени Г.Р. Державина совместно с региональным Управлением образования и науки в конце декабря проведет форум молодых педагогов Тамбовской области «Активация смыслов: PRO_Учителя».
– Наша задача – встраиваться в тренды современной школьной жизни, – прокомментировала проректор по непрерывному профессиональному образованию ТГУ Ирина Аверина. – Сегодня мы находимся в междисциплинарной среде: реализуем одну образовательную программу и вместе с тем пересекаемся с несколькими научными областями. Форум «Активация смыслов: PRO_Учителя» позволит развить надпрофессиональные навыки, узнать, что нового происходит в системе образования, какие есть инновации в математике, информационных технологиях, биологии, медицине и других отраслях.
В программу форума войдет ресурсный нетворкинг, который позволит объединить разных педагогов Тамбовской области, организационно-деловая игра «Прокачай soft skills», где учителя познакомятся с надпрофессиональными навыками и способами их развития. Состоятся выступления экспертов из разных областей наук. Педагоги в формате открытого микрофона выскажут свои предложения по развитию образовательной среды и спроектируют образ будущего школы, педагога и ученика.