На основе данных Тамбовского ЦГМС – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»
1.1. Метеорологическая обстановка
19 октября Переменная облачность, ночью без осадков, днем местами небольшие осадки в виде мороси и мокрого снега. Ветер северо-западный 3-8 м/с. Температура воздуха ночью от 3° мороза до 2° тепла, днем 2-7° тепла. Атмосферное давление 763 мм рт. ст. Влажность воздуха 70 %. В течение дня атмосферное давление и влажность воздуха не изменятся.
(Источник: гидрометеорологический бюллетень № 195 от 18 октября 2016 года, сайт погоды ЦГМС -http://www.cgms.ru/68/)
1.2. Экзогенная обстановка.
В норме, контролируется.
1.3. Сейсмическая обстановка.
Сейсмических явлений не зафиксировано.
1.4. Гелиогеофизическая обстановка.
С 03.00 до 09.00 - слабая геомагнитная буря, с 00.00 до 03.00, с 09.00 до 24.00 – небольшие возмущения.
1.5. Радиационная обстановка.
Радиационная обстановка на территории области в норме. Естественный радиационный фон: 11-13 мкР/час.
1.6. Гидрологическая обстановка
Гидрологическая обстановка на территории области контролируется 12 постами наблюдения, в норме.
1.7. Лесопожарная обстановка
На территории области лесопожарная обстановка контролируется.
За прошедшие сутки на территории Тамбовской области природных пожаров не зарегистрировано. С начала 2016 г. зарегистрирован 1 очаг.
На территории Тамбовской области 18 октября 2016 года установился I класс пожарной опасности.
2. Прогноз возникновения происшествий (ЧС):
2.1. Прогноз возникновения, развития и параметры природных ситуаций, обусловленных гидрометеорологическими источниками
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются
Подтопление пониженных участков местности (дождевого паводка): не прогнозируются.
2.2. Техногенные источники происшествий (ЧС)
Исходя из прогнозируемых погодных условий, природные и природно-техногенные ЧС не прогнозируются.
На всех ХОО имеются элементы АСКАВ.
На территории области обстановка на потенциально-опасных объектах контролируется.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ не прогнозируются.
На территории области обстановка на объектах топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства контролируется. Существует вероятность возникновения аварийных отключений на объектах ЖКХ (теплоснабжения, водоснабжения, канализационных сетей). Причина – старение и износ труб (59,8%) и оборудования котельных (57,1%).
Вероятность возникновения – 0,3– 0,35.
Возникновение крупных аварий на линиях электропередач и линиях связи не прогнозируется. Существует вероятность единичных случаев отключения потребителей на срок не более 4 часов в связи с износом электрических сетей (76,4%).
Вероятность возникновения – 0,23 -0,26.
Существует вероятность возникновения происшествий, обусловленных бытовыми пожарами и гибелью людей на них в зданиях жилого, социально-культурного и бытового назначения. Согласно многолетней статистике возможны происшествия на территории муниципальных образований: г. Тамбов, г. Мичуринск, Моршанский, Рассказовский, Сосновский и Тамбовский районы. (Основной источник – нарушение правил эксплуатации электроприборов, курение в нетрезвом состоянии, детская шалость с огнем).
Увеличение количества техногенных пожаров не прогнозируется.
ЧС, обусловленные техногенными пожарами, не прогнозируются.
Вероятность возникновения – 0,32- 0,37.
Высокая интенсивность движения и не соблюдение скоростного режима, низкая дисциплина на дорогах, как водительского состава, так и пешеходов, низкое качество дорожного покрытия и влияние метеорологических явлений (осадки в виде мороси и мокрого снега, понижение ночной температуры до -3°, вследствие чего возможно обледенение дорожного полотна) могут способствовать возникновению дорожно-транспортных происшествий.
На автодороге М6 «Каспий» в Жердевском районе (560-569 км) – 1 аварийный участок.
На автодороге Р-193 «Тамбов-Воронеж» в Мордовском районе (112-113 км) – 1 аварийно-опасный участок.
На автодороге Р-208 «Тамбов-Пенза» в Гавриловском районе (111 км) – 1 аварийно-опасный участок.
На автодороге Р-143 «Тамбов-Шацк» в Моршанском районе (93-108 км) – 1 аварийно-опасный участок.
На основе статистических данных о ДТП, получаемых от ГИБДД УВД Тамбовской области, увеличение количества ДТП прогнозируется на автодорогах г. Тамбова, г. Мичуринска и Тамбовского района.
Прогнозируется увеличение количества ДТП.
ЧС, обусловленные ДТП, не прогнозируются.
Вероятность возникновения – 0,34-0,38.3.
Рекомендованные превентивные мероприятия
В режиме повседневной деятельности:
1. Ежедневный прогноз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Тамбовской области довести до глав администраций муниципальных образований, диспетчеров ЕДДС, руководителей предприятий, организаций и учреждений.
Силами государственного пожарного надзора, с участием сотрудников УМВД продолжать проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, а также складских помещений производственных объектов и мест с массовым скоплением людей. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах культурно-зрелищных учреждений, обратить особое внимание на ВУЗы, общеобразовательные школы, дома культуры, дошкольные учреждения, интернаты ветеранов труда.
2. Информировать дежурные службы городов и районов области, руководителей объектов электро- и газоснабжения, руководителей потенциально опасных объектов, лечебных учреждений, а также население при резком ухудшении метеорологической обстановки.
3. При получении информации о неблагоприятных и опасных погодных явлениях немедленно информировать население по телевидению и радио.
В соответствии с требованием протокола внепланового заседания Комиссии при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности рекомендую:
Руководителям муниципальных образований обеспечить немедленное доведение прогнозной информации до руководителей (старших) туристических групп, находящихся непосредственно на маршруте следования, а также через организации, проводившие их официальную регистрацию.
ЕДДС муниципальных образований включить в список рассылки прогноза электронные адреса детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и официальных мест массового отдыха населения, с целью организации доведения прогнозной информации до руководителей.
4. Организовать взаимодействие с коммунальными и аварийными службами в целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, исправности коммуникаций и сохранности имущества.
5. Главам муниципальных образований г. Тамбов, г. Мичуринск, Моршанского, Рассказовского, Сосновского и Тамбовского района проводить разъяснительную работу среди населения (с привлечением СМИ) в области пожарной безопасности.
6. Продолжать комплекс мероприятий, повышающих готовность сил и средств всех звеньев территориальной подсистемы РСЧС:
• проверить наличие схем всей системы электропитания соответствующего муниципального образования;
• уточнить схемы ЛЭП и зоны ответственности эксплуатирующих организаций, а также их способность устранить возможные неисправности (обрывы, замыкания и пр.);
• провести полный учет и привести в готовность имеющуюся технику;
• провести полный учет, ревизию и восстановить работоспособность имеющихся основных и резервных источников электроэнергии;
• уточнить состав и место работы оперативного штаба, а также его обеспечение для выполнения задач по предназначению;
• уточнить и провести мероприятия по обеспечению бесперебойной связи между оперативным штабом муниципального образования и оперативным штабом ГУ МЧС по Тамбовской области;
• уточнить места и порядок проведения возможной эвакуации пострадавшего населения;
• проверить наличие, оснащённость, оборудование и готовность к работе аварийно-восстановительных бригад.
7. Организовать проверку резервных источников питания сотовых вышек.
8. Поддерживать на необходимом уровне запасы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Вести мониторинг состояния потенциально опасных объектов дежурно-диспетчерскими службами предприятий, ЕДДС муниципальных образований и ДДС области.
10. С целью предотвращения террористических актов ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территории потенциально опасных, социально значимых объектов, учебных заведений. Осуществлять ежедневный обход территории, периодически проводить инспекции складских помещений, мест с массовым пребыванием людей. Организовать и проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных ситуациях. В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщать о случившемся в правоохранительные органы.
11. Органам местного самоуправления совместно с ГИБДД реализовывать меры по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных трассах, в том числе:
• учащенный режим информирования населения о состоянии дорожного покрытия;
• информирование населения по каналам СМИ о плотности потоков дорожного движения на участках автотрасс;
• информирование водителей по каналам СМИ о частотах и телефонах связи со спасателями и дорожными службами при возникновении ДТП и заторов;
• информирование населения по каналам СМИ о рисках возникновения ДТП из-за сложных метеорологических условий (если имеет место – туман, сильные осадки, сильный ветер с порывами от 18 м/с);
• провести превентивное перераспределение (ограничение) потоков автомобильного движения и т.д.
12. Для снижения количества ДТП производить:
• установку современных дорожных знаков на автомагистралях, ремонт дорожного покрытия.
• главам администраций Первомайского, Мичуринского, Тамбовского, Никифоровского, Знаменского, Сампурского, Ржаксинского, Жердевского муниципальных районов, в границах которых проходит федеральная автомобильная магистраль Москва-Волгоград предусмотреть развертывание формирований спасательных служб (подвижных пунктов питания, пунктов обогрева, подвижных пунктов заправки ГСМ);
• главам администраций муниципальных районов своевременно организовывать очистку коллекторно-дренажных систем.
13. Для предупреждения ДТП и аварий в условиях возникновения неблагоприятных погодных явлений необходимо проведение дополнительного (сезонного) инструктажа водителей, осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов). Обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на ДТП.
14. Для планирования и осуществления мероприятий по предупреждению возникновения природных пожаров на территории области руководствоваться постановлением администрации Тамбовской области от 26.06.2016 № 668 «Об установлении особого противопожарного режима в лесах на территории области».
Для предотвращения возникновения лесных пожаров на территории области необходимо:
• Усилить контроль за разведением костров в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
• Проводить агитационную работу с населением и организациями на тему: опасности оставления промасленных или пропитанных бензином, керосином или иными горючими веществами материалов (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
• У дорог при въезде в лес по согласованию с местными органами МВД устанавливаются щиты-сигналы, предупреждающие об опасности пожаров в лесах.
• Наземное патрулирование проводится с 8 до 20 часов в местах работ, нахождения складов и других объектов в лесу, а также в местах, посещаемых населением, независимо от класса пожарной опасности, к которому отнесены участки.
• Авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день по каждому маршруту.
• Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах проводится в течение всего светлого времени, а на пунктах приема донесений от экипажей патрульных самолетов и вертолетов с 9 до 20 часов.
• Наземные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в течение всего светлого времени дня должны находиться в местах дежурства в полной готовности к выезду на пожар.
• Пожарная техника и средства пожаротушения находятся в полной готовности к использованию.
• Авиационные команды, если они не находятся в полете или на тушении пожаров, должны дежурить при авиаотделениях в полной готовности к вылету.
• Резервные пожарные команды лесхозов должны быть предупреждены и приведены в полную готовность. Закрепленные за ними противопожарный инвентарь и средства транспорта должны быть проверены и находиться в местах работы команд или вблизи этих мест.
• По ретрансляционным сетям должна проводиться двух или трехразовая передача напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу. Организуется передача таких напоминаний также в пригородных поездах и в автобусах, на железнодорожных платформах и автобусных остановках в лесных районах, вблизи городов и крупных населенных пунктов.
• Систематически проводится передача указанных напоминаний с самолетов и вертолетов при патрульных и специальных полетах. В конторах лесхозов организуется дежурство ответственных лиц в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов.
• При прогнозировании длительного (более 5 дней) периода с отсутствием осадков отдельные группы (бригады) из наземных пожарных команд с пожарной техникой и средствами транспорта должны быть сосредоточены по возможности ближе к участкам, наиболее опасным в пожарном отношении.
• При патрулировании лесных участков, особое внимание обратить на зоны примыкания территорий детских оздоровительных лагерей к лесным массивам.
• Ограничивается посещение отдельных наиболее опасных участков леса, запрещается разведение костров в лесу. В связи с установившимся III-IV классом пожарной опасности и возможным усилением ветра руководителям муниципальных образований, организаций, учреждений проводить работу с населением по недопущению бесконтрольного разведения костров. Особое внимание обратить на деятельность собственников садово-огородных товариществ.
• В муниципальных районах с IV классом пожарной опасности в лесах по условиям погоды: наземное патрулирование проводить с 8 до 21 часа;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах осуществлять с 9 до 21 часа;
организовать предупреждение населения о высокой пожарной опасности в лесах;
15. Организовать готовность коммунальных и дорожных служб к обеспечению нормального функционирования систем жизнеобеспечения и транспортного сообщения в период неблагоприятных погодных условий.
16. Силами ГИМС совместно с органами местного самоуправления обеспечить проведение комплекса мероприятий по повышению безопасности на водных объектах.
17. В целях недопущения гибели людей на водных объектах региона усилить профилактическую, агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу:
- в местах традиционной ловли рыбы провести установку предупреждающих аншлагов;
- обеспечить масштабное проведение разъяснительной работы в СМИ по предотвращению гибели людей на водоемах.
18. Организациям, обслуживающим жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии.
19. Организовать информирование населения через СМИ (по местному телевидению, радио), на автобусных и железнодорожных вокзалах, в крупных торговых центрах и на рынках по вопросам соблюдения правил и мер пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов, о соблюдении правил дорожного движения на автодорогах, о правилах поведения на массовых мероприятиях.
20. Руководителям Управления культуры и архивного дела, Управления образования и науки, организовать доведение прогнозной информации до руководителей туристических маршрутов и руководителей детских оздоровительных лагерей.
21. Для предотвращения возникновения ЧС биолого – социального характера:
• В целях недопущения распространения лихорадки ЗИКА в области:
- активизировать разъяснительную работу среди населения (по местному телевидению, в печатных и электронных СМИ;
• В связи с распространением в Западной Африке эпидемии лихорадки Эбола, рекомендуется воздержаться от посещения стран Западной Африки, неблагополучных по лихорадке Эбола, без острой необходимости.
• Рекомендуется регулярно знакомиться с ситуацией по лихорадке ЗИКА на официальном сайте Роспотребнадзора России; организовать информирование управления Роспотребнадзора обо всех возвращающихся из стран Южноамериканского и Азиатского-тихоокеанского регионов в Тамбовскую область Российских гражданах, представляя минимум за два дня до ожидаемого прибытия в Россию список с указанием даты и рейсов их возвращения, местах пребывания и проживания на территории Тамбовской области.
• продолжить профилактические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости бешенством среди животных;
• продолжать проведение ветеринарно-санитарных мероприятий по недопущению завоза мяса и поголовья свиней, животных кормов и отходов животного производства и распространения заболевания свиней классической чумой и АЧС на территории области;
• В связи с продолжением активности клещей и змей соблюдать меры безопасности при посещении лесов (носить головной убор (куртку с капюшоном), светлую одежду). В случае укуса клещами или змеями необходимо как можно быстрее обратиться в больницу по месту жительства;
• В связи с употреблением грибов, при отравлении необходимо как можно быстрее обратиться в больницу по месту жительства;
22. При возникновении предпосылок возникновения ЧС, немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать СОД ЦУКС МЧС России по Тамбовской области.