Статья начальника управления образования и науки Тамбовской области, опубликованная в Аналитическом вестнике, приуроченного к Дням Тамбовской области в Совете Федерации.
В течение последнего десятилетия в образовании активно идут процессы модернизации, что позволяет оценить социально-экономические последствия и социальные эффекты, а также проектировать будущие сценарии развития образования. Основной социальный эффект реализуемой в регионе образовательной политики заключается в достижении высокого качества и доступности образования. Очевидно, что невозможно обеспечить доступное для всех качественное образование, не меняя существующую инфраструктуру, не создав современную образовательную среду.
В первую очередь, это касается обеспечения детей местами в детских садах. Дошкольное образование было и остается в фокусе внимания как со стороны органов власти всех уровней, так и общественности. В Тамбовской области реализуется программа модернизации региональных систем дошкольного образования, за последние три года создано более 8,5 тыс. мест за счет ввода 37 новых объектов, развития вариативных форм, в том числе открытия 7 частных мини-детских садов. В регионе на 100% обеспечена доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, более чем на одну треть сокращена очередь детей от 1,5 до 3 лет. Кроме того, система дошкольного образования стала предоставлять большой выбор разнообразных программ, рассчитанных на самый широкий круг детей, – дополнительные программы художественно-эстетической, культурологической, интеллектуально-развивающей, экологической направленности, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и целый ряд других.
Школы Тамбовщины
В школах Тамбовской области создаются условия обучения, отвечающие требованиям времени. Так, доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям, составляет 77%, а в современных условиях обучается 84,5% школьников. Но нужно отметить, что те условия, которые считаются современными сегодня, уже через 8-10 лет будут считаться устаревшими. Именно поэтому при разработке концепций новых школ, их строительстве, а также реконструкции действующих мы стараемся учитывать тенденции развития образования, которые потребуют соответствующей инфраструктуры. Такой подход положен в основу реализации региональной программы «Содействие созданию в Тамбовской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы. Рабочую группу по реализации данной программы возглавил глава администрации области А.В. Никитин.
В рамках этой программы уже в сентябре 2016 года введена в эксплуатацию первая очередь Тамбовской православной гимназии. За парты нового уникального учреждения сели 100 учащихся. Еще 60 мест созданы для сельских школьников за счет возведения пристройки к основному зданию Уваровщинской школы Кирсановского района. В декабре завершается строительство образовательного комплекса «Школа Сколково-Тамбов» для 2,5 тыс. обучающихся и Оборонинская средняя общеобразовательная школа в Мордовском районе. Всего в рамках программы к 2025 году в регионе планируется построить 29 новых школ.
Лидеры образования
По результатам рейтинга РИА-Новости, проведенного по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2016 году по различным направлениям в списки лучших школ России включены 18 общеобразовательных организаций Тамбовской области. Из них в ТОП-500 вошли 4 городские учреждения, в ТОП-200 – 9 сельских школ и в ТОП-200 включены 6 учреждений области, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся.
В 2015 учебном году 7 школьников региона стали призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии, литературе, информатике и ИКТ, географии, экологии и искусству. Ребята получили денежные премии для поддержки талантливой молодежи в размере 30 тыс. рублей.
Разным детям – равные возможности
Одной из главных социальных задач образовательной политики в отношении детей-инвалидов является реализация их прав на образование, всестороннее развитие и интеграцию в общество. С этой целью в регионе большое внимание уделяется развитию инклюзивного образования. Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья создана в 76 базовых школах области, в 31 детском саду, 9 профессиональных образовательных организациях и 2 организациях дополнительного образования.
На базе ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» создан ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования, который обеспечивает методическую поддержку всех образовательных организаций региона, осуществляющих инклюзивное образование. Как результат – Котовская школа-интернат стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшее коррекционное образовательное учреждение» 2016 года и лауреатом I степени Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучший ресурсный центр».
Уже несколько лет в регионе активно развиваются адаптивная физическая культура и адаптивный спорт, что позволяет не только достигать спортивных успехов детям с особенностями здоровья, но и в целом повышать качество их жизни. Так, воспитанники коррекционных школ-интернатов, которые занимаются по программам адаптивного спорта, являются постоянными призерами специальных чемпионатов и олимпиад всероссийского и международного уровня.
Проект Знаменской школы-интерната «Опорная профессиональная площадка по адаптивной физкультуре «Да здравствую Я!» признан одним из лучших в стране и отобран Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для получения гранта в сумме около 1,5 млн. рублей.
Кроме того, в рамках реализации федерального проекта «Детский спорт» в сельских школах региона созданы современные условия для занятий физической культурой и спортом. Сельские школьники сегодня имеют не меньше возможностей получения дополнительного образования, чем городские.
Подготовка профессиональных кадров
Профориентация школьников – это одна из важнейших задач, которую сегодня решают органы власти, образовательные организации и работодатели. Для того чтобы помочь старшеклассникам сориентироваться в мире профессий, в Тамбове стартовал новый проект, в рамках которого девятиклассники проходят профессиональные пробы по различным профессиям в условиях, приближенных к производственным. Пока проект реализуется только в Тамбове, но в перспективе он должен охватить все территории области.
В вопросах профессионального самоопределения обучающихся особое значение имеет интеграция школы с вузами, техникумами и колледжами, предприятиями региона. Примером такого успешного взаимодействия в Тамбовской области являются «колледж-классы», «университетские классы», реализация проекта «агробизнес-образование», в котором школьники области с самого раннего возраста осваивают основы профессий в сфере аграрно-промышленного комплекса под руководством опытных наставников Мичуринского государственного аграрного университета.
Важнейшей сферой, способствующей выбору будущей профессии, является дополнительное образование школьников. Для того чтобы показать школьникам перспективы развития различных отраслей производства, новейших направлений техники и технологий, в регионе создан целый ряд инновационных образовательных структур. Среди них – Центр технологического образования, центры инновационного молодежного творчества, методические центры по авиамоделизму, судомоделизму, автомоделизму, радиоспорту, картингу, робототехнике. В новых школах, которые ежегодно строятся в Тамбовской области, создаются современные лаборатории и мастерские, центры прикладного творчества.
Регион является активным участником движений JuniorSkills и WorldSkills, а тамбовские школьники и студенты – постоянные победители и призеры национальных чемпионатов.
С 2014 года в Тамбовской области реализуется системный проект АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», в рамках которого 12 профессиональных образовательных организаций и 23 предприятия региона готовят высококвалифицированных рабочих под конкретное рабочее место. Область определена одним из 13 пилотных регионов проекта.
По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2014-2015 годах опыт Тамбовской области был признан в качестве лучшей практики по показателю «Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации».
Лучший опыт – коллегам и партнерам
На протяжении последних лет система образования области динамично развивается, что подтверждает успешная реализация различных федеральных и региональных проектов и программ. В Тамбовской области действует целый ряд федеральных стажировочных площадок, созданных в рамках Федеральной целевой программы развития образования. В пилотном формате работают площадки по вопросам создания новых моделей образовательных учреждений, организации работы социокультурных комплексов, введения новых образовательных стандартов, выравнивания шансов детей на получение качественного образования и другим направлениям. Работа площадок ориентирована не только на распространение уже имеющегося опыта по той или иной проблематике, но и на опережающую разработку заявленных как актуальные, но пока не проработанные, проблемы.
Таким образом, открытие стажировочных площадок стимулирует образовательные организации, на базе которых они функционируют, и всю региональную систему образования работать на опережение, а также удерживать лидирующие позиции