Платформа «Знай своего клиента» начала свою работу. Это ресурс Банка России, где банки могут получить информацию о том, к какой группе риска совершения подозрительных операций можно отнести юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эти данные банки могут использовать для того, чтобы определять режим работы с каждым клиентом.
Ресурс располагает сведениями о 7 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Банк России на основе собственных аналитических данных распределил их на три группы — низкого, среднего и высокого уровней риска («зеленую», «желтую» и «красную»). На данный момент к «зеленой» группе, по оценке регулятора, принадлежит около 99% компаний, к «желтой» — 0,7%, к «красной» — 0,3%.
Если клиенты относятся к «зеленой» группе, операции между ними должны проводиться беспрепятственно. Если же и банк, и регулятор поставили клиенту «красную» оценку, банк должен незамедлительно установить запрет на проведение практически всех его операций. Предприниматели, не согласные с их включением в группу высокого риска, могут обжаловать такое решение в Межведомственной комиссии при Банке России, в которую входят Росфинмониторинг, ФТС России, уполномоченный по правам предпринимателей, а также представители банковских и бизнес-объединений. Также в Банке России открыта «горячая линия», по которой банки могут оперативно получить разъяснения по всем вопросам функционирования платформы.
Информация платформы является для банков вспомогательной, окончательную оценку о добросовестности бизнеса своих клиентов с точки зрения антиотмывочного законодательства они должны присваивать самостоятельно.
«За счет того, что банки будут меньше обращать внимания на предпринимателей, находящихся в «зеленой зоне» риска, должен существенно снизиться документооборот между региональным бизнесом и банками», – прокомментировали в тамбовском отделении Банка России.
Подготовил Лев Тихомиров по материалам: Отделения Тамбов ГУ Банка России по ЦФО