В Державинском показали учебный спектакль «Орфей и Эвридика». Режиссер-постановщик Наталья Белякова впервые обратилась к теме любви – ей привычнее ставить спектакли о творчестве, о людях, об их внутреннем мире.
– Я поставила много спектаклей за всю жизнь, но тему любви затрагиваю впервые. «Орфей и Эвридика» – это не только о чувствах, но и о людях искусства, – поясняет Наталья Белякова. – Орфей – скрипач, уличный музыкант, человек, душа которого транслирует необыкновенную музыку, Эвридика – актриса. Эта история не о смерти, а, наверное, об идеальной любви, которую в жизни редко удается постичь. Переживая сильные чувства, герои преодолевают эгоизм, амбиции и ревность, чтобы поддержать друг друга. Другое дело, когда можно быть вместе, но не принадлежать друг другу, обманывать, предавать, – это катарсис, который присутствует в античной трагедии и совершенно точно близок нам сегодня.
По сюжету Эвридика пытается убежать из мира подлости и грязи, укрыться в неожиданно пришедшей любви. Здесь лирические чувства двух молодых людей контрастируют с пошлостью окружающих.
– Жан Ануй в уста героев вкладывает ёмкие диалоги, – рассказывает Наталья Белякова. – Это непросто осваивать студентам, но это потрясающий материал для того, чтобы учиться актерскому мастерству.
Эвридика стала для Орфея олицетворением чистоты. Но прошлое, грязное и позорное, настигает влюбленных. Орфей теряет веру в Эвридику; девушка, охваченная отчаянием, погибает.
– Моя героиня очень импульсивный человек. Она пытается оставить мать, выбраться из пошлого заточения со своим импресарио, который шантажирует её, – рассказывает студентка 3-го курса факультета культуры и искусств ТГУ Любовь Постникова. – Мне её образ не близок. Я более рациональная, прямая, а она увилистая девочка-припевочка, которая умеет строить глазки. Над ролью было тяжело работать, и этот процесс не заканчивается. Эвридика научила меня быть мягче, нежнее.
Орфей тоскует по Эвридике. А коммивояжер Анри обещает вернуть возлюбленную, если только Орфей не будет вспоминать ее прошлое. Когда появляется тень Эвридики, Орфей вновь допрашивает возлюбленную и навсегда теряет ее.
– Орфей увидел её особенность, которые другие не могли разглядеть. Прочел её изнутри и прошелся кончиками пальцев по её душе, – делится мыслями студент 3-го курса факультета культуры и искусств ТГУ Илья Прилепский. – Как это – любить, когда тебе человек непросто интересен, но и близок? И возможно ли сохранить эту любовь? Как долго она живет? Да и любовь ли это? Ведь может быть и привязанность. А тут еще тема жертвенности: что нужно в себе изменить и готов ли ты это сделать ради другого человека? Ответственность за другого человека в любом случае есть.
Наталья Белякова признается, что пьеса, написанная в середине прошлого века, по-прежнему актуальна.
– Сегодня, несмотря на то, что у молодых людей все происходит гораздо проще и быстрее, – произведение по-прежнему актуально. Важно ведь и смирение ради высшей цели, во благо другого человека, – поясняет Наталья Белякова. – Я много раз обращалась к этой пьесе, перечитывала её, но каждый раз отодвигала. Наверное, потому что раньше не было ребят, которых бы я увидела в этой истории.
Подготовил Лев Тихомиров по материалам: ТГУ имени Г.Р. Державина