Судьбу троллейбусов должны решать горожане, к такому мнению пришли на завершающем рабочем совещании по вопросам оптимизации электрического транспорта в Тамбове, которое прошло 8 февраля.
ТАМБОВ, 14 января. В течение нескольких месяцев депутаты городской Думы, представители администрации и общественности города совместно обсуждали перспективы развития транспортной сети. Началось всё с того, что в конце прошлого года руководство МУП «Тамбовгортранс» предложило план оптимизации, который позволил бы сократить расходы почти на 15 млн рублей. Согласно предложению, пришлось бы закрыть три тяговые подстанции и ликвидировать несколько троллейбусных маршрутов. Однако общественники увидели в таких планах попытку «уничтожить тамбовский троллейбус». Поэтому было решено пересмотреть маршрутную сеть, а не сокращать число троллейбусов. Новая «стратегия» позволит сэкономить значительно меньше – около 9 млн.
Несмотря на все предлагаемые мероприятия, «Тамбовгортранс» всё равно останется убыточным. Экономия 9 млн рублей в год при убытках в 60 млн явно не решит проблему. Поэтому в текущем году для МУПа в бюджете предусмотрели субсидии. Только в первом полугодии «Тамбовгортранс» получит 30 млн рублей, которые пойдут на покрытие долгов предприятия.
Депутаты не раз подчёркивали, что главная цель оптимизации – сократить расходы МУПа, а не «убить электротранспорт». По словам руководства «Тамбовгортранса», в долговую яму их загоняют именно троллейбусы, так как себестоимость поездки в них почти вдвое превышает действующий тариф. Инфраструктура изношена и требует больших вложений, которые вряд ли окупятся. Некоторые тяговые подстанции не модернизировались несколько десятков лет.
Председатель комитета Тамбовской городской Думы по городскому хозяйству Алексей Власкин считает, что содержание троллейбусов, кроме всего прочего, ещё и стимулирует постоянное увеличение тарифа на проезд.
"Фактически, существующую экономическую модель в сфере пассажирских перевозок в городе Тамбове можно назвать моделью приватизации прибыли и национализации убытков. Если издержки на эксплуатацию электрического транспорта исключить из тарифного регулирования, то есть вероятность, что коммерсанты не смогут обосновать своими текущими официальными затратами даже существующий тариф в 15 рублей. Чтобы обосновать существующий тариф в отсутствии высоких затрат МУП «Тамбовгортранс», коммерсантам придется показывать более высокие зарплаты (а не как сейчас около 8000 рублей в месяц у водителей), платить более высокие налоги в городской бюджет, инвестиционную составляющую на приобретение новых автобусов. Если оставить все как есть, то коммерсанты будут продолжать получать прибыль, а бюджет — нести убытки за счет субсидирования электротранспорта в размере около 50 млн рублей в год", — прокомментировал порталу LifeTambov.ru Алексей Власкин.
Есть несколько вариантов для выхода из сложившейся ситуации. Можно ликвидировать электрический транспорт, тем самым сократив издержки МУП «Тамбовгортранс» и получив возможность пересмотреть тариф на проезд в городе Тамбове в сторону его уменьшения, а можно ежегодно тратить миллионы бюджетных рублей на сохранение троллейбусов. Кроме того, придется потратиться на модернизацию контактной сети и тяговых подстанций.
Представители общественности, которые приняли участие в совещании, считают приемлемым только второй вариант, который предусматривает субсидирование МУПа и модернизацию инфраструктуры. Однако остальные члены рабочей группы решили, что нужно провести масштабный опрос, который выявит наличие или отсутствие общественного запроса на сохранение электрического транспорта. При этом горожане должны понимать, что субсидии на содержание троллейбусов будут фактически браться из их карманов, так как бюджет – это, в первую очередь, деньги налогоплательщиков.
Участники совещания большинством голосов поддержали идею проведения опроса населения. С таким предложением рабочая группа обратится к председателю Тамбовской городской Думы Виктору Путинцеву