Интернет-ресурс "Тамбов Сегодня", совместно с радио Ретро-FM Тамбов и порталом о Тамбовской области smartregion68.ru продолжает цикл материалов "Открываем Тамбовскую область".
Туризм
Город Тамбов богат культурными и историческими памятниками. Особого внимания заслуживают следующие объекты культуры:
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (1694-1804 гг.);
- главный почтамт (1786 г., позднее перестраивался);
- бывшая духовная семинария – ныне одно из зданий технического университета (1785-1805 гг.) с новым корпусом (1825г.);
- на территории Казанского монастыря сохранилась Покровская церковь (1763 – 1769гг.) с шатровой колокольней;
- комплекс зданий Гостиного двора (1836 – 1837 гг., в 1956 году реконструирован);
- Александринский институт благородных девиц – ныне один из корпусов университета им. Державина (1843 г.);
- конюшни (1848 г.);
- мужская и женская гимназии (обе – первой половины 19 в.),
- публичная библиотека (1842 – 1843 гг., позднее перестраивалось), Нарышкинская читальня - ныне картинная галерея (1891 – 1892 гг.),
- дворянское собрание - ныне драматический театр (1892-1897 гг.), губернская земская управа - ныне один из корпусов технического университета (1914 г.);
- усадьба Михаила Васильевича Асеева (конец XIX – начало XX века).
Сохранились также: Скорбященская церковь Вознесенского монастыря (1817-1820 гг.), римско-католический костел (1903 г.), дома Суворина, Чичериных (оба первой половины 19.в), Асеева (1903-1906 гг., ныне филиал музея-заповедника «Петергоф»). Из построек советского времени выделяются: дом политического просвещения (1959 г., ныне краеведческий музей), областная филармония (1967 г.).
В Тамбове возведены памятники: С.В.Рахманинову, Г.Р.Державина, М.Ю.Лермонтову, Боратынскому, С.Н.Сергееву-Ценскому, З. Космодемьянской, В.И.Вернадскому, святителю Питириму, войнам тамбовчанам, павшим на фронтах в годы Великой Отечественной войны и другие.
Тамбовская земля известна как родина и место деятельности многих талантливых людей – выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры и искусства: М.А. Спиридонова, В.К.Вольского, М.Д.Чичканова, Г.А.Усиевича, академика, ученого в области горного дела А.М.Терпигорева, кинорежиссера Л.В.Кулешова, актера В.В.Ванина и др.
В Тамбове находилась городская усадьба Боратынских. Тамбов был ссылкой грузинского поэта и общественного деятель А.Г.Чавчавадзе. В разные годы в Тамбове жили: один из создателей Козьмы Пруткова поэт А.М.Жемчужников, философ и правовед Б.Н.Чичерин, изобретатель эллиптических железнодорожных рессор Н.К.Галахов. В Тамбовской гимназии учились философ Н.В.Федоров, государственный деятель Г.В.Чичерин, актер В.Н.Давыдов и другие известные личности. В кадетском корпусе воспитывался электротехник А.Н.Лодыгин (известный изобретатель лампы накаливания). Среди питомцев реального училища Тамбова – выдающий архитектор В.А.Щуко (автор проекта здания государственной библиотеки им.Ленина). В суворовском училище Тамбова преподавал военный дирижер И.А.Шатров (автор вальса «На сопках Маньчжурии»). В учительском институте учился С.Н.Сергеев-Ценский.
С городом связаны имена писателей, поэтов: М.Ю. Лермонтова, В.А. Гиляровского, Д.Д.Бурлюка, А.П.Платонова; композиторов: А.Н. Верстовского, С.В.Рахманинова, И.И.Дзержинского, В.И, Агапкина; актеров: Н.Х.Рыбакова, И.М.Москвина; ученых: В.И.Вернадского, А.Н. Лодыгина; государственных и общественных деятелей: В.Н.Подбельского, В.В.Куйбышева и др.
В окрестностях города памятниками природы являются речки Студенец и Гремячка. Тамбовский (Татарский) вал, сохраняющий остатки степной флоры 17 века.
Инвестиционная политика
Местное самоуправление, как один из уровней публичной власти, является базисом и отправной точкой всех социально-экономических преобразований, происходящих в России. Это в полной мере относится и к инновационной деятельности.
Инновации — это не только результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) или наукоемкие производства, но и различные формы экономической, технологической, организационной инициативы, реализуемые в процессе любой деятельности.
Необходимость осуществления инновационной деятельности на муниципальном уровне обусловлена следующими факторами:
- возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости социально-экономического развития;
- актуальностью формирования в муниципальном образовании эффективной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующихся на современных технологических укладах;
- отсутствием должных условий для активного вовлечения накопленного научно-технического потенциала муниципальных образований в процессы модернизации производства и развития высокотехнологичного сектора экономики.
Поэтому при разработке муниципальной инновационной политики важен системный подход. При этом сущность инновационного развития состоит в изменении характера экономического роста — в переходе от экстенсивного развития, основанного на устаревших технологиях, организации и структуре экономики, к интенсивному развитию на основе нововведений.
Роль муниципальных образований в обеспечении инновационного развития экономики связана с несколькими направлениями. Главное из них — формирование предпосылок для широкой экономической активности, поддержка инновационной политики больших и малых предприятий, развитие инфраструктуры экономики, обеспечивающей растущий спрос со стороны новых производств (транспорт, связь, жилищно-коммунальный комплекс, энергоресурсы и т. д.). Только при проведении системной инновационной государственной и муниципальной политики предпринимаемые меры и расходование средств бюджетов всех уровней бюджетной системы приведут к желаемому росту инновационной активности.
Российским законодательством социально-экономического развитие муниципального образования отнесено к вопросам местного значения со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому муниципальные образования имеют право формировать свою стратегию инновационного развития, разрабатывать и реализовывать собственные проекты и планы социально-экономического развития.
В порядке конкретизации стратегии развития Тамбовской области на период до 2030 года и, в частности, стратегии развития города Тамбова должна быть поставлена задача вхождения в число наиболее развитых инновационно активных регионов страны по обобщающим показателям социально-экономического развития. Речь идет о максимизации использования потенциала региона и его конкурентных преимуществ, а именно - используемый лишь частично высокий научно-образовательный и инновационный потенциал; диверсифицированная структура промышленного производства; выгодное транспортное положение, благоприятствующее развитию межрегиональных экономических связей; развитый инвестиционно-строительный комплекс.
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Использование потенциала региона предполагает решение следующих организационных задач с непосредственным участием администрации области и города:
• развитие сетевой кооперации в производстве инновационной продукции путем формирование единого и взаимоувязанного с сектором реальной экономики научно-образовательного и инновационно-технологического информационного пространства деловых коммуникаций, образующего «информационный мост» между разработчиками инновационной продукции и инвесторами, заинтересованными в ее промышленном освоении;
• поддержка создания и развития малых инновационных предприятий при научных учреждениях и высших учебных заведениях области, стимулирование инновационной деятельности в этих предприятиях и вовлечения инноваций в рыночный оборот;
• содействие появлению кластеров потенциальных инноваций, способных конкурировать на национальном и мировом рынках, посредством конкурсной финансовой поддержки новых инновационных компаний, работающих в высокотехнологичных секторах экономики;
• осуществление на условия государственно-частного партнерства системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям инновационного развития экономики города и области, включая поддержку инновационной деятельности инициаторов проектов на стадиях: создания объектов интеллектуальной собственности и организации их использования («посевная» стадия); опытно-конструкторских работ и опытного (пилотного) производства; развития инноваций и инновационного роста при становлении серийного производства, а также кластерных проектов, направленных на инновационное обновление регионального индустриально-аграрного производственного комплекса и низкотехнологичных способов промышленного производства за счет широкого вовлечения научных и образовательных организаций, промышленных предприятий, малого бизнеса, банковского и венчурного капитала в процесс модернизации и инновационного развития муниципальной региональной экономики.
• организация экспертного сообщества, оценивающего результативность инновационной политики в целом и эффективность ее отдельных составляющих;
• развитие инфраструктуры инновационной системы, включая вузы и научные учреждения, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные промышленные кластеры, учебно-деловые центры, центры трансферта технологий и другие специализированные организации; повышение экономической эффективности инновационной деятельности, извлечение дополнительной инновационной ренты;
• развитие нормативно-правового, информационного обеспечения инновационной деятельности, инновационной культуры (мировоззрения) в среде предпринимателей, работников промышленности, областной и городской администрации на основе реализации новых образовательных программ вузовской подготовки специалистов и переподготовки кадров в системе послевузовского обучения.
Успешная реализация названных задач требует создания и развития современной региональной инновационной системы, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла, являющегося ключевым системообразующим фактором социально-экономического развития области и преодоления сложившегося технологического отставания ряда отраслей региона. При этом деятельность региональной власти и администрации города должна быть направлена преимущественно на развитие инновационной предпринимательской активности, активизацию «точек экономического роста» и достижение высоких показателей деятельности базовых отраслей промышленности на основе кластерной концепции развития региональной экономики и непосредственного участия в ее реализации ведущих корпораций, вузов и институтов гражданского общества.
МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В рамках повышения качества управления на региональном и муниципальном уровнях должны быть осуществлены следующие организационные мероприятия:
• разработка и принятие федеральной программы содействия проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне – создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, реформы функций государственного управления (выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления);
• создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей, состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровне;
• содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики – участие федеральных органов исполнительной власти в процессе разработки стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации (групп субъектов) и финансировании межрегиональных инфраструктурных проектов, инициируемых несколькими субъектами федерации либо крупными группами поселений в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития;
• содействие реализации пилотных проектов социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях – разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Обязательным условием реализации пилотных проектов должны стать мониторинг и контроль со стороны федеральных органов, последующая обработка результатов эксперимента с целью распространения лучшей практики и внесения в установленном порядке законопроектных инициатив;
• реализация существующих механизмов финансового поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ. Софинансирование усилий региональных и местных властей в области проведения социально-экономических реформ из федерального бюджета;
• оценка уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований, в зависимости от их функции в пространственной организации страны. Введение системы статистики для городских округов и городских поселений.
• оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, оценка реализации региональных программ социально-экономического развития.
В целом данные меры государственной и муниципальной административной и финансовой поддержки способны устранить барьеры для формирования конкурентоспособных кластеров и обеспечить привлечение инвестиций в экономическое развитие территории.
Экономические исследования показывают, что для консолидации деятельности различных бизнес-единиц, участвующих в создании нового наукоемкого продукта, целесообразно использовать концепцию региональных инновационных кластеров, характеризующихся высоким уровнем самоорганизации, мотивации и сбалансированности интересов участников хозяйственной деятельности, а также возможностью организации их эффективного взаимодействия с федеральными и местными органами власти на основе государственно-частного партнерства в промышленной сфере. Данные качества, в сущности, и обусловливают появление мультипликативных и синергетических эффектов межотраслевой кооперации и концентрации наукоемкого производства. Достижение этих эффектов требует повышения эффективности госрегулирования региональных экономических систем и поддержки предприятий на условиях государственно-частного партнерства